Эскапизм: что это такое
Эскапизм — это ментальное отвлечение от неприятных аспектов повседневной жизни, обычно посредством деятельности, включающей воображение или мечтание. Эскапизм также может использоваться для того, чтобы отвлечься от постоянных чувств депрессии или грусти.
Название образовано от английского слова «escape», которое в данном случае можно перевести как «сбежать, спастись». Оксфордский словарь английского языка определяет эскапизм как «тенденцию искать отвлечение от того, что обычно приходится терпеть». Или, говоря простым языком, эскапизм можно назвать «бегством от действительности».
Возникли отдельные направления, способствующие растущей тенденции людей отстраняться от тягот повседневной жизни, особенно в цифровом мире. Многие виды деятельности, которые являются нормальной частью здорового существования (например, еда, сон, физические упражнения, сексуальная активность), также могут стать путями эскапизма, если довести их до крайности или вырвать из надлежащего контекста; и в результате слово «эскапизм» часто несет негативный оттенок, предполагая, что эскаписты несчастны, неспособны или не желают осмысленно общаться с миром и предпринимать необходимые действия.
Однако многие оспаривают идею о том, что эскапизм в основе своей и исключительно негативен. К. С. Льюис (писатель, автор «Хроник Нарнии») любил с юмором замечать, что обычными врагами побега были тюремщики и считал, что при умеренном использовании эскапизм может служить как для обновления, так и для расширения воображения. Аналогичным образом, Дж. Р. Р. Толкин (писатель, автор «Властелина Колец») утверждал, что эскапизм в фэнтезийной литературе является творческим выражением реальности в рамках вторичного (воображаемого) мира (но также подчеркивал, что в них требуется элемент ужаса, чтобы они не были «просто эскапизмом»). Терри Пратчетт (писатель, автор цикла фэнтези «Плоский Мир») считал, что в двадцатом веке со временем произошло развитие более позитивного взгляда на эскапистскую литературу. Помимо литературы, музыка и видеоигры также рассматривались и ценились как художественные средства побега от реальности.
Эскапизм в психологии
Фрейд считает долю эскапистской фантазии необходимым элементом в жизни людей: «Они не могут существовать за счет скудного удовлетворения, которое они могут извлечь из реальности». «Мы просто не можем обойтись без вспомогательных конструкций», — сказал однажды Теодор Фонтане. Его последователи считали отдых и исполнение желаний (в малых дозах) полезными инструментами для адаптации к травматическому расстройству; в то время как более поздние психологи подчеркнули роль косвенных отвлечений в изменении нежелательных настроений, особенно гнева и грусти.
Однако если человек постоянно проживает в таких психических убежищах, результаты могут быть негативными и даже патологическими. Наркотики вызывают некоторые формы эскапизма, которые могут возникнуть при приеме определенных изменяющих сознание препаратов, которые заставляют участника забыть реальность того, где он находится или что он должен делать.
Норвежский психолог Фроде Стенсенг представил дуалистическую модель эскапизма в отношении различных типов вовлеченности в деятельность. Он обсуждает парадокс, что состояние потока напоминает психологические состояния, достигаемые посредством таких действий, как злоупотребление наркотиками, сексуальный мазохизм и суицидальные мысли. Соответственно, он делает вывод, что состояние побега может иметь как положительные, так и отрицательные значения и результаты. Стенсенг утверждает, что существуют две формы эскапизма с различными аффективными результатами в зависимости от мотивационного фокуса, который лежит в основе погружения в деятельность. Эскапизм в форме самоподавления проистекает из мотивов убежать от неприятных мыслей, самовосприятия и эмоций, тогда как саморасширение проистекает из мотивов получить положительный опыт посредством деятельности и открыть новые аспекты себя. Стенсенг даже разработал «шкалу побега» для измерения самоподавления и саморасширения в любимых занятиях людей, таких как спорт, искусство и игры.
Эскапизм в искусстве
Эскапистские общества часто появляются в литературе. В «Машине времени» Герберта Уэллса описываются Элои, вялая, беззаботная раса будущего, и ужас их убеждений в счастливом образе жизни. Роман тонко критикует капитализм или, по крайней мере, классизм как средство побега. Эскапистские общества обычны в антиутопических романах; например, в обществе «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери телевидение и «ракушечные радиоприемники» используются, чтобы уйти от жизни со строгими правилами и угрозой предстоящей войны. В научно-фантастических СМИ эскапизм часто изображается как продолжение социальной эволюции, поскольку общество отрывается от физической реальности и превращается в виртуальную, примерами служат виртуальный мир Оз в японском анимационном научно-фантастическом фильме 2009 года «Летние войны» и игра «Общество» в американском научно-фантастическом фильме 2009 года «Геймер», игре по реальной MMO-игре Second Life. Другие эскапистские общества в литературе включают The Reality Bug ДиДжея Макхейла, где целая цивилизация оставляет свой мир в руинах, пока они «прыгают» в свои идеальные реальности. Целью антигероя становится стремление сделать свои реальности, кажущиеся менее идеальными, чтобы вернуть себе контроль над своей умирающей планетой.